Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Григорьева Елена Ивановна

доктор культурологии, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры социально-культурных коммуникаций и актерского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета  имени Г.Р. Державина 

Теория, методика и организация социально-культурной деятель­ности - это название научной школы и специальности, в рамках кото­рой осуществляются научные разработки и проекты ведущих ученых и преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры социально-культурной деятельности института  искусств ТГУ им. Г. Р. Державина.

Возглавляет научную школу доктор культурологии, профессор Елена Ивановна Григорьева, ученый, органически сочетающий вы­дающиеся научно-педагогические и организаторские способности.

Научная школа возникла в 1996 году, и целью проводимых иссле­дований по данному направлению является изучение исторического опыта развития социально-культурной деятельности в России и за рубежом, выработка концепции возрождения региональных центров на­родного художественного творчества, выявление сущности и специ­фики организации культурно-досуговой программ для разновозраст­ных групп населения, разработка современных технологий социально-культурной деятельности и их внедрение в практику работы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений, систему до­полнительного образования, центры различной направленности.

Целью проводимых исследований является выявление особенностей развития традицион­ной художественной культуры в регионе, выработка концепции воз­рождения региональных центров народного художественного творче­ства и разработка современной технологии социально-культурной деятельности.

Возрождение культурных традиций Центральной России и изуче­ние судеб народных художественных промыслов и ремесел - такова проблематика 30-летней работы доктора культурологии, профессора, почетного работника высшего профессионального образования РФ Е. И. Григорьевой. С 1997 по 2007 гг. она была заведующей кафедрой социально-культурной деятельности, а затем зам. Директора по научной работе Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета  имени Г.Р. Державина Е. И. Григорьева. В настоящее время она возглавляет аспирантуру, докторантуру и диссертационный совет по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Основные научные результаты Е.И. Григорьевой отражены в 286 публикациях автора, в том числе: монографиях, учебных пособиях и научных статьях. Итогом научных исследований Е. И. Григорьевой явились: выработка методологии социально-культурной деятельности в регионе, построенная на преемственности, сохранении и возрождении российской культуры; разработка комплексной культурной программы по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов в Центральной России; разработка и внедрение в региональное культурно-образовательное пространство методики приобщения разновозрастных групп населения к традиционному народному искусству.

Тематика исследований, разрабатываемых в рамках научной шко­лы, разнообразна, т. к. социально-культурная деятельность - это цело­стная, интегративная, многофункциональная сфера, способная под­держивать устойчивое развитие общества.

Наиболее значительной работой педагогов и аспирантов кафедры социально-культурной деятельности следует признать издание учебно­го пособия «Современные технологии социально-культурной деятель­ности» (объемом 34 п. л.) под научной редакцией Е. И. Григорьевой, которое получило высокую оценку учебно-методического объедине­ния по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Ми­нистерства культуры Российской Федерации и Министерством образо­вания РФ и было в 2005 году рекомендовано к изданию в качестве учебника для студен­тов учебных заведений культуры и искусств.

Следует отметить высокие научные достижения аспирантов и преподавателей кафедры. За 1996-2013 годы было защищено 214 диссертаций в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Курска и Тамбова, из них 7 докторских - Е.И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. В. Семченко, Т. Г. Бортниковой, Т.Э. Мангер, В.В. Гладких, В.Е. Малянова.

Активное участие принимают члены научной школы в вузовских, межвузовских, областных, региональных, международных, научно-методических, научно-практических конференциях: «Человек и куль­тура», «Культура и жизнь» (1980-1990 годы); «Совершен­ствование деятельности централизованных клубных систем и культур­ных комплексов» (1981); «Формирование и развитие общественно-политической активности студентов музыкальных вузов и вузов куль­туры» (1982); «Совершенствование идеологической работы на селе» (1983); «Социально-педагогические проблемы школы и клуба по рабо­те с молодежью» (1988, 1991); «Самостоятельная работа студентов: состояние, планирование формы контроля» (1990); «Проблемы совер­шенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы» (1990); «Державинские чтения» (1990-2012); «Вуз и регион» (1994); «Совер­шенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режис­серов любительских театров (1990, 1992, 1995); «Культура Тамбовско­го края» (1995); «Разработка и внедрение программы многоуровневой подготовки специалистов сферы культуры и искусства» (1996); «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (1997); «Подросток нашего двора» (1998, 1999); «Молодежь в XXI веке: социальное участие» (октябрь 2000), Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (ноябрь 2001), международная научно-практическая конференция «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (декабрь 2004), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности» (2005 - 2014 гг.); Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социально-культурной деятельности и сфере туризма» (ноябрь 2006); Вышеславцевские чтения (2007- 2012 гг.), Державинские чтения (1996-2013 гг.), международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» (декабрь 2006 - 2012 гг.) в различных странах мира – Египте, Индии, АОЭ, Таиланде.

На базе научной школы действует Чичеринский Центр, Центр по изучению народных художественных промыслов и ремесел, Центр развития туризма, аспирантский кружок.

Члены научной школы  активно работают над реализацией научно-исследовательского проекта «Возрождение культурных тради­ций Центрального Черноземья». Аспект данной научной проблемати­ки, избранный в качестве основного, был связан с разработ­кой теоретических и научно-методических основ создания регионально­го компонента содержания этнохудожественного образования с учетом локальных социально-культурных традиций. Так, в Тамбовском регио­не, на материале которого выполнена основная часть исследований, среди региональных социально-культурных традиций можно выде­лить, во-первых, самобытные традиции народного творчества; специфи­ку деятельности культурно-досуговых учреждений и общественных орга­низаций, ориентированную на сохранение и развитие народного творчества. Выбор Тамбовского региона в качестве основной базы исследова­ния обусловлен тем, что данная территория формировалась и развива­лась под воздействием сходных для регионов европейской части России социально-политических, экономических и этнокультурных факторов. Историко-культурные и этнографические аспекты развития Тамбовско­го региона во многом типичны и сходны с процессами, происходивши­ми на территории юга России, и особенно в субъектах Федерации, вхо­дящих в так называемую зону Центрального Черноземья.

Многочисленные эксперименты проводятся на протяжении всех лет существования научной школы в учреждениях общего, дополнительного, среднего, специального и высшего профессиональ­ного образования с целью апробации авторских программ и методик, внедрения регионального компонента содержания этнохудожественного и социально-культурного образования. К работе активно привлекаются студенты института искусств ТГУ им. Г. Р. Державина. Тем самым научная школа решает очень важную задачу консолидации на­учной общественности и педагогов-практиков, заинтересованных в исследовании проблем социально-культурной деятельности, а также способствует развитию научного творчества сту­денческой и аспирантской молодежи.

В настоящее время достаточно активно работают ученые по трем основным направлениям: «Возрождение культурных традиций Цен­тральной России»; «Современные технологии социально-культурной деятельности», «Проблемы внешкольного образования: история, теория, практика». Так, в рамках первого направления с 2004 года осуществля­ется комплексное исследование «Теоретико-методологические ос­новы возрождения и развития народных художественных промыслов Центральной России» (рук. Е. И. Григорьева). С  2009 года исследование «Возрождение народной художественной культуры русской провинции». В 2007 году выигран грант управления культуры Тамбовской области на создание тамбовского сувенира. В целом по данному направлению осуществляется большая работа над монографическими изданиями, учебными пособиями, диссертационными исследованиями, проводятся экспериментальные исследования в учебных заведениях различного типа, по результатам исследований подготовлены и прове­дены научно-практические конференции: «Региональные особенности развития народной художественной культуры» (1997), «Интеграция российской и региональной народной художественной культуры на современном этапе» (1998), «Историко-культурные особенности и со­временные технологии развития любительского искусства и традици­онной культуры в Тамбовском регионе» (1999), «Проектные техноло­гии в развитии народной художественной культуры региона» (2000), «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (2001), «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности» (2002), «Творческий процесс в сценическом искусстве» (2003), «Культурное пространство России» (2006). В рам­ках данного направления были реализованы следующие подпрограм­мы аналитического характера на темы: «Самодеятельное художест­венное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций», «Социально-культурные условия творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности», «Развитие музы­кальной культуры личности на основе региональных традиций вокаль­но-хорового творчества», «Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций», «Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празд­нично-обрядовой культуре», «Социально-педагогические особенности становления и развития системы подготовки кадров для музыкальной самодеятельности», «Проектно-педагогические технологии возрожде­ния культурных традиций», «Информационные ресурсы краеведения как фактор развития культурной среды (на материалах ЦЧР)».

В 2003-2004 году был получен грант Министерства образования и науки по теме «Медико-социальные технологии в сфере культуры и досуга». Цель данной работы заключалась в привлечении студенче­ской молодежи к активному участию в пропаганде здорового образа жизни и профилактике болезней поведения среди детей, подростков и молодежи г. Тамбова. В процессе исследования проводилась экспери­ментальная работа по созданию волонтерского отряда и пропаганде здорового образа жизни. В результате исследования был создан авто­номный волонтерский отряд из числа студентов Тамбовского государ­ственного университета, разделившийся на два подразделения: «Ани­матор» и «Реаниматор» (руководитель Е. В. Великанова). Созданные волонтерские группы позволили пропагандировать здоровый образ жизни и заниматься профилактикой болезней поведения среди детей, подростков и молодежи г. Тамбова.

В 2011-2012 году осуществлялось исследование, поддержанное грантом РГНФ ««Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений» (руководитель Е.И. Григорьева).

Основные научные результаты научной школы можно охаракте­ризовать следующим образом:

-         создана принципиально новая организационно-управленческая модель социально-культурного центра, ориентирован­ного на создание социально-правовых и экономических условий развития локальной культуры;

-         выработана методология социально-культурной деятельности в регионе, построенная на преемственности, сохранении и возрож­дении российской культуры;

-         разработана методика приобщения разновозрастных групп населения к традиционному народному искусству.

В настоящее время коллектив научной школы поддерживает связи с кафедрами социально-культурной деятельности Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Краснодарского, Волгоградского, Смоленского, Орловского, Алтайского государственных университетов культуры и искусства, кафедрой теории и истории народной художественной культуры МГУКИ, кафедрой-мастерской «Русская школа» и Рос­сийским лицеем традиционной культуры Санкт-Петербурга.

Находясь в постоянном поиске прогрессивных методов обучения, имея на кафедре аспирантуру, докторантуру и диссертационный совет по специальности «Тео­рия, методика и организация социально-культурной деятельности» коллектив научной школы органично соединяет в своей деятельности научный интеллект и педагогическое мастерство, привлекая в свои ряды известных в Рос­сии педагогов.

В учебно-образовательный процесс активно внедряются совре­менные технологии социально-культурной деятельности, отечествен­ные и зарубежные обучающие методики, разрабатываются циклы учебных дисциплин. Преподаватели и студенты являются организато­рами научно-практических конференций, семинаров российского и областного значения, культурных акций, фестивалей, конкурсов.